Позади непростой сезон, который потребовал от всех нас максимум усилий. Февраль и март – самые напряженные месяцы для нашего бизнеса, ведь на это время выпадает два основных цветочных праздника. Но этот год заметно выделился на фоне предыдущих.
За прошлые два месяца мы получили шквал звонков клиентов, желавших сделать заказы на праздники в самый последний момент. Внеплановые крупные и мелкие заказы на цветы начали поступать во второй половине февраля, когда все заказы размещены, и предоплаты поставщикам внесены. Клиенты оказались в крайне рискованной ситуации: они могли не получить цветы к 8 марта и потерять львиную долю годовой выручки.
С учетом этого мы решили показать закулисье цветочного бизнеса и в серии статей на актуальные цветочные темы рассказать всем участникам нашего бизнеса о том, что нам казалось очевидным, но было так далеко от понимания большей частью предпринимателей этой сферы. Мы искренне надеемся, что эти знания помогут вам сделать правильный выбор в нужный момент и обеспечат успех в самый важный для цветочника период – праздничный сезон февраль-март 2017-го и каждого последующего года.
Сегодня мы остановимся на ключевых ошибках, которые многих наших новых клиентов поставили в сложную ситуацию прямо перед этими праздниками.
Многие небольшие и новые поставщики предлагают слишком низкую стоимость закупки, стараясь быстрее получить предоплату за заказы. Как правило, их обманутые клиенты остаются ни с чем, так как не получают партию товара, или его стоимость значительно превышает первоначально заявленную цену.
Предвкушая праздничный ажиотаж, производители во всех странах, в том числе на аукционе в Голландии, значительно повышают цены. В этом году ситуация усложнилась еще и от того, что наше 8 марта календарно совпало с Днем матери в Великобритании. Лишь опытные поставщики знают о подобных нюансах, учитывают и заранее их планируют.
Мы дорожим доверием клиентов, поэтому мы заранее внесли предоплату за товар, проанализировали и спрогнозировали закупочные цены, выстроили ценовую политику, которой и придерживались на праздничный период.
Индивидуальный заказчик всегда будет менее интересным для иностранного поставщика, чем крупный клиент. Долгосрочные оптовые покупатели всегда идут первыми, так как их заказы объемны, заранее предоплачены и скоординированы, а эти пункты особенно ценятся в моменты ажиотажного спроса.
Поставщик выполняет заказ ключевого клиента, после чего мелкому игроку может не хватить нужного ассортимента. При низком качестве полученного товара поставщики не всегда выплачивают компенсацию, но если они на это идут, то ее размеры редко превышают начальную стоимость партии, то есть, как правило, не включают расходы на транспортировку. Клиенты, которые делают выбор в пользу низких цен, рискуют получить некачественный товар с опозданием по времени. Надежный поставщик с многолетним опытом работы гарантирует высокое качество товара и своевременную поставку.
Транспортировка – важная составляющая в цветочном бизнесе, учитывая короткие сроки хранения товара. Случается так, что цветы остаются на таможне целыми фурами или приходят с недельными задержками. Не все транспортные компании ответственно подходят к составлению документации. Они не рискуют своим товаром, нигде не указано, что они везут клиентский груз, и клиент не всегда имеет возможность получить компенсацию от поставщика. Как вариант, компания-перевозчик может предложить в будущем привозить товар в счет погашения долга. Но какой в этом толк, если бизнес уже потерял клиентов и находится на грани закрытия?
Отдельно можно сказать о «компаниях-призраках», которые внезапно исчезают вместе с товаром после его загрузки в свои машины. Как распознать таких «партнеров», мы подробнее расскажем в одной из следующих статей.
Стоит ли говорить о перегруженности транспортных путей во время праздников? Рейсы забиты до предела, все брони размещены и оплачены. У частного поставщика не получится переправить ваши отдельные коробки, особенно по популярным направлениям авиадоставки. Ему придется искать наземные маршруты транспортировки, которые уступают по времени воздушному транспорту, если альтернатива самолету вообще есть.
Поставка цветов сильно заранее, или, наоборот, с опозданием, может негативно отразится на их продаже. Специальный план закупок, составленный заблаговременно, позволит контролировать даты поставок, задержки, смену видов транспорта и прочие нюансы.
Клиенты хотят извлечь максимальную выгоду от праздничных продаж, но часто ошибаются с нужным ассортиментом – дорогостоящие экзотические позиции с малым сроком хранения не всегда правильный выбор для 8 марта. Они теряют товарный вид к моменту продажи, принося убыток торговой точке.
Консультация опытного специалиста, прошедшего не один праздничный период, поможет сформировать корректный заказ и не зависнуть с цветком.
Оптимизированные производственные процессы внутри компании – залог успеха в бизнесе, особенно в пиковый сезон. Ответственный коллектив, распределение обязанностей и четкий план действий защитят от форс-мажоров и обеспечат выполнение планов по выручке.
Мы искренне надеемся, что эта статья поможет вам при планировании следующих праздников. Как и в этом году, мы всегда будем рады помочь и обеспечить вам максимальную прибыль, снизить уровень праздничного стресса и дать возможность сконцентрироваться на продажах.
Как мы уже упоминали ранее, у многих наших клиентов возникли трудности с действиями в критической ситуации. Мы ощутили потребность участников рынка в объективной информации, предоставленной опытным и надежным игроком в этой сфере. Поэтому мы внимательно подбираем авторские рекомендации, которые помогут избежать возможных ошибок цветочного бизнеса.